Неэкономичный популизм в Греции не вернёт доверие ЕС

Самой острой проблемой на повестке дня ЕС на сегодняшний момент является вопрос погашения задолженности Греции перед международными кредиторами и предотвращение дефолта экономики страны. Внешний долг балканской страны составляет 315 млрд евро. До конца неизвестна судьба 240 млрд евро международной финансовой помощи.

Правящая элита страны, представленная коалицией леворадикальных партий СИРИЗА во главе с премьер-министром А. Ципрасом, не только отказывается платить по счетам, но и выдвигает свои ультимативные условия европейским кредиторам, фактически требуя продления финансовой помощи до августа под предлогом необходимости проведения экономических реформ для улучшения платёжеспособности страны. Вдобавок звучит множество популистских заявлений, начиная от требований о прекращении режима жёсткой экономии и повышении соцобеспечения трудящихся, заканчивая публичными рассуждениями о необходимости выхода из состава НАТО, еврозоны и сближения с РФ в «поддержку» российских сепаратистов в Украине.

Пример Греции ставит под сомнение надежды европейских федералистов о построении Единой Европы, однородной и стабильной в экономическом и политическом контексте. Существуют версии даже об альянсе греческих левых и России, в котором Греция будет играть роль «путинского лобби» в Брюсселе с целью ещё большего раскола позиции ЕС по вопросам мирного урегулирования в Украине, ужесточения санкций по отношению к РФ и по поводу диверсификации зависимости ЕС от поставок российского природного газа. Не говоря о предположениях касательно попыток нового премьер-министра А. Ципраса снять экономику Греции с валютного крючка ЕС и найти альтернативных кредиторов в России.

Проблемы с задолженностью Греции перед Евросоюзом, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом тянутся со второй половины 2000-х гг., задолго до победы на парламентских выборах СИРИЗА. Корень проблемы стоит искать в укладе развития Греции.

В то время, когда страны Западной Европы затягивали пояса для вывода еврозоны из состояния финансово-экономического кризиса, греки позволяли себе высокий уровень социального обеспечения, включая 13-ю зарплату, бесплатную медицину и образование. Политическая элита Греции традиционно поддерживала курс социальной ориентированности государства за счёт заёмных средств. Не только для самообогащения, но и для поддержания приемлемого уровня лояльности граждан к правящему режиму. Государственные перевороты и смещение действующей власти под воздействием общественных брожений неудивительное явление для Греции. Поэтому материальное стимулирование граждан является традиционным коньком греческих политиков. Не исключением является СИРИЗА, которые сделали ключевым постулатом своей предвыборной программы необходимость прекращения режима жёсткой экономии в пользу повышения благосостояния граждан.

В течение полувека на внутриполитической арене страны конкурируют различные политико-идеологические течения — от умеренных центристов и социал-демократов до ультралевых, правых и даже анархистов. Так и не почувствовав всю «горечь» строительства коммунистического «рая» от эпохи сталинизма до «социализма с человеческим лицом», часть греческого общества подвержена идеалистическому восприятию марксизма в период курса жёсткой экономии бюджета. Со времён вступления Греции в Европейское сообщество, с целью предотвращения попадания страны в сферу соцлагеря, финансовая помощь Европы воспринимается в качестве компенсации за стагнацию индустриальной промышленности и сельского хозяйства страны, которые не выдержали конкуренции с немецкими и французскими производителями на рынке ЕС.

Скорее всего, представители СИРИЗА ведут игру с нулевым результатом. Все усилия А. Ципраса направлены на то, чтобы убедить тройку кредиторов предоставить Греции дополнительные материальные средства до августа текущего года под любым предлогом и использовать их для повышения благосостояния греческих граждан. Таким образом СИРИЗА рассчитывает обеспечить лояльность со стороны широких слоёв населения в первые сто дней нахождения у власти. В противном случае неизбежны акции гражданского протеста и приход к власти политиков-технократов на досрочных выборах, готовых выполнить все условия ЕС.

СИРИЗА недальновидно подходит к выводу экономики Греции из преддефолтного состояния. Вряд ли удастся до августа реализовать новое «греческое экономическое чудо», ибо конфликт с представителями бизнеса неизбежен, в случае если новая власть решиться провести национализацию экономики. Из-за наступательной позиции СИРИЗА не смогла завоевать доверия у кредиторов и убедить в своей способности погасить задолженность. Продление финансовой помощи правительству А. Ципраса — это отсрочка дефолта, но никак не предотвращение. Кредиторам в любом случае придётся забыть о задолженности Греции до самовосстановления её экономики.

Если курс СИРИЗА на сближение с РФ является чем-то большим, нежели политическим популизмом, то это также не решает проблемы. В условиях действия санкций Греция интересна России не более как «друг в ЕС», способный в нужный момент наложить вето на непопулярное для Кремля решение и предоставить свою территорию для транзита голубого топлива по до конца несогласованному с ЕС проекту газопровода через территорию Турции. Экономические неудачи Афин даже выгодны Москве, которая не прочь использовать их в качестве аргумента для части европейского и постсоветского общества о якобы бесперспективности европейской интеграции Украины, Грузии и Молдовы.

Часть русскоязычного населения стран Балтии выражает скептическое отношение к перспективе вступления Украины в ЕС, считая неизбежным повторение судьбы Греции. Но это не значит, что Россия способна предложить Греции альтернативу финансовой зависимости от ЕС. В условиях текущих международных санкций, падения уровня производства и нестабильности на российском финансовом рынке Россия вряд ли будет готова удовлетворить аппетиты Греции, уровень жизни в которой несопоставим с прожиточным минимумом среднестатистического россиянина. В лучшем случае Греция станет ещё одной зияющей дырой в российском бюджете, а в худшем случае не получит и половины от суммы существующих ныне кредитов. Риторика о сближении с РФ является скорее неудачной попыткой шантажа ЕС, нежели планом действий.

В сложившейся безальтернативной политико-экономической ситуации в Греции рациональным решением мог бы стать более жёсткий курс со стороны ЕС, дабы наглядно убедить СИРИЗА в необходимости «играть по правилам». Речь идёт о временной приостановке участия Греции в еврозоне, дабы предотвратить дефолт одной из стран участниц. Принцип домино сомнителен, ибо выход из еврозоны означает снятие с ЕС обязательств по поддержке финансово-экономической ситуации в бывшей стране-участнице. Новая греческая власть получит стимул для более решительных действий по повышению платёжеспособности своей экономики, дабы восстановить доверие европейских партнёров. Корректировке может быть подвергнут и чрезмерный радикализм СИРИЗА, не соответствующий линии поведения «Старой Европы». Достаточно вспомнить политический протест 14 стран-членов ЕС по отношению к Австрии, в виде заморозки на двустороннем уровне отношений с правительством альпийской республики, где в 1999 г. в парламент прошла праворадикальная «Партия Свободы», которая набрала 27% голосов избирателей.

В скором времени, после введения санкций, лидер «Партии Свободы» Й. Хайдер добровольно снял с себя полномочия партийного лидера, а его фракция придерживалась достаточно умеренной позиции в деятельности парламента. Может быть аналогичные меры помогли бы открыть глаза лидерам СИРИЗА перед далеко не радужными перспективами для их страны? Вероятнее всего, что потеряв доступ к финансовой помощи от ЕС, Греция станет последней европейской страной, чьё население ощутит разочарование в социалистическом режиме. Ну а сторонники СИРИЗА со временем осознают, что политический популизм, приукрашенный марксистскими лозунгами, не есть средством решения насущных экономических проблем в условиях рыночной экономики, по правилам которой играет даже коммунистический Китай.

About the author /


Post your comments